Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним


Надежная гавань для инвестиций: перспективы развития туристического потенциала региона после открытия круизного терминала в Пионерском

news-bg.jpg

В начале февраля в Пионерском состоялась церемония закладки капсулы в честь начала строительства терминала по приему круизных и грузопассажирских судов. В ней приняли участие заместитель Министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, а также генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

Строительные работы в акватории Пионерского начнутся в мае этого года, и их завершение запланировано на октябрь следующего. Проект строительства предусматривает возведение причалов для приема круизных судов и паромов, оградительных сооружений, искусственных земельных участков, здания пассажирского терминала и объектов пункта пропуска через государственную границу РФ. На терминале планируется обслуживать до 250 тысяч пассажиров круизных судов и перевозить до 80 тысяч единиц грузового транспорта в год.

Для функционирования терминала будет построена дорога, соединяющая территорию порта с трассой на Калининград. Новый маршрут пройдёт в объезд Пионерского через Светлогорский район. Это улучшит дорожную инфраструктуру двух приморских муниципалитетов.

По словам главы заместителя Министра транспорта РФ - руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, принявшего участие в церемонии закладки капсулы, круизные компании уже проявили интерес к новому терминалу и включают его в свое предварительное расписание на 2020 год. В свою очередь, для обеспечения пассажирского трафика правительство региона намерено в партнерстве с властями Санкт-Петербурга создать судоходную компанию. Об этом во время подписания соглашения о сотрудничестве договорились губернатор Калининградской области Антон Алиханов и глава северной столицы Георгий Полтавченко.

По мнению Алиханова, новое предприятие могло бы воспользоваться существующими мерами поддержки бизнеса, в том числе преференциями для новых резидентов Калининградской ОЭЗ, перечень которых был существенно расширен законом, подписанным Владимиром Путиным в конце прошлого года. Инвестиции в проект на начальном этапе оцениваются в 9–13 млрд. рублей. Вложения должны окупиться примерно через десять лет.

На первом этапе планируется приобрести лайнер не старше десяти лет у одного из действующих игроков. Уже в 2019 году он начнёт курсировать между Петербургом и иностранными портами Балтийского моря, а в 2020 году в маршрутную сеть добавится порт Пионерского. Судно будет вмещать около 2,5 тысяч человек, а также коммерческие грузы и личный транспорт пассажиров. Предполагается, что лайнер будет перевозить около 50–100 тысяч человек в год.

Во время переговоров в Санкт-Петербурге глава Калининградской области, Антон Алиханов предложил предусмотреть размещение на круизном лайнере казино. По его словам, выход судна в нейтральные воды мог бы стать своего рода «разогревом» перед прибытием в Калининградскую область, где расположены легальные игорные заведения.

Появление международного круизного терминала в Калининградской области — это мощный импульс как для укрепления туристического потенциала региона, так и для формирования самостоятельной индустрии по приему и обслуживанию пассажиров паромов и круизных лайнеров. Предполагается, что в среднем один лайнер будет доставлять в порт Пионерского 2500 туристов. Для их доставки в Калининград, на Куршскую косу или в игорную зону «Янтарная» необходимо 60 современных комфортабельных автобусов, столько же гидов-экскурсоводов, владеющих иностранными языками. Помимо этого, дополнительную загрузку получают кафе, рестораны, сувенирные магазины и музеи Пионерского, Светлогорска, Зеленоградска и Калининграда. Скорее всего, возросший туристический трафик приведет к появлению дополнительных объектов инфраструктуры гостеприимства и модернизации уже существующих. Появление модернизированного грузового терминала в Пионерском — это дополнительный логистический ресурс для транспортных, грузовых и промышленных компаний региона.  

Этот же путь прошли в 1990-2000-е годы порты прибалтийских городов Клайпеды, Риги и Таллинна. Частные инвестиции и средства ЕС позволили им модернизировать имеющуюся инфраструктуру гаваней и существенно нарастить количество ежегодно обслуживаемых судов. Так, по итогам 2017 года, Клайпедский порт принял 63 круизных судов и паромов, перевезших 74 тыс. пассажиров и обработал 43 млн. тонн грузов. В 2017 году Рижский свободный порт обслужил 64 круизных лайнера, на которых находилось более 68 тысяч пассажиров. Службы порта за это же время приняли и отправили 63 млн. тонн грузов. Безусловный лидер среди прибалтийских портов — Таллин — в прошлом году принял 603 тысячи пассажиров круизных лайнеров и обработал более 19 млн. тонн грузов.

Оптимальный путь для порта Пионерского — не конкуренция, но партнерство, особенно в вопросах привлечения туристических групп. Он станет одной из точек притяжения для маршрутов международных круизных маршрутов.

Работать на это будут поправки к закону о Калининградской особой экономической зоне, вступившие в силу с 1 января этого года. Они предполагают дополнительные налоговые преференции для новых резидентов (в том числе и компаний в сфере туризма) и введение электронных виз для иностранных граждан, оформляемых в упрощенном порядке. «Появление международного терминала, собственной круизной компании, упрощенного порядка оформления виз для иностранцев — все это в комплексе позволит увеличить на порядок число посещающих регион туристов, — уверен генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. — Но важно не только привезти туристов, но и обеспечить им превосходный сервис, улучшить инфраструктуру Пионерского и других приморских городов. Уже сейчас необходимо ответить на вопросы: кто встретит туристов в порту и куда их повезет, на что они будут смотреть. Региону необходимы новые туристические маршруты, новые объекты показа».

 Сегодня в рамках проекта поддержки и развития туристско-рекреационных кластеров в Калининградской области  правительство региона ведет работу по строительству объектов туристической инфраструктуры. Это, прежде всего, учреждения рекреационно-оздоровительного типа, так называемые «якорные» инвестиционные объекты, вокруг которых будут располагаться объекты туристической и комплекс обеспечивающей инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, реконструкция и строительство транспортных магистралей и мест отдыха общекурортного назначения).

Следует отметить, что по итогам 2017 года Калининградскую область посетило более 1,3 млн. туристов. Реализация программы модернизации туристической инфраструктуры, в том числе за счет появления международного круизного терминала, приведет к значительному росту туристического потока и развитию индустрии гостеприимства в целом, что непременно позитивно скажется на социально-экономическом развитии региона.


Наверх ↑