На завершившемся на прошлой неделе во Владивостоке Восточном экономическом форуме одной из ключевых тем стали перспективы развития сотрудничества Южной Кореи и Калининградской области в сфере судостроения и судоремонта. Она поднималась на российско-южнокорейском деловом завтраке, организованном при содействии бизнес-ассоциации Kotra, а также в рамках отдельных встреч и переговоров, в которых приняли участие ведущие представители обеих стран.
Данные встречи стали продолжением целенаправленной работы правительства региона по формированию условий для создания совместных производств на территории Калининградской области.
Напомним, что в начале сентября во время визита делегации южнокорейских судостроителей в янтарный край представитель профильного объединения компаний заявил о заинтересованности в создании филиала южнокорейского логистического кластера в одном из калининградских портов.
Создание совместных предприятий, создание и развитие судостроительного кластера — один из восьми приоритетов промышленной политики Калининградской области на период 2018-2030 годов. Среди них также янтарная, автомобилестроительная, химическая, IT, мебельная, инжиниринговая, аграрная отрасли и высокотехнологичное машиностроение.
Судостроение и судоремонт — это традиционные для Калининградской области отрасли промышленности. За более чем 70 лет в регионе сложилась мощная производственная база, научная школа, инжиниринговые центры. В конце 1980-х в регионе работали десятки предприятий, специализирующихся на строительстве и ремонте судов различного назначения и мощности. В 1990-е годы эти позиции были утрачены. Тем не менее оставшиеся на рынке компании смогли сохранить ключевые компетенции, кадровый и производственный потенциал, предложив своим партнерам и клиентам конкурентоспособную продукцию и услуги. В данный момент в области насчитывается более 30 компаний, занимающихся строительством, ремонтом и обслуживанием судов. Среди них: прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 33-й судоремонтный завод, Светловское предприятие «ЭРА», ряд частных верфей и инжиниринговых компаний (СРП «Преголь», «Ушаковские верфи», Baltmotorservice, «Маритим Калининград», Балтимпро, ООО «Морские технологии», «Фишеринг сервис»).
Каждое из указанных предприятий предлагает заказчикам уникальные технологические решения, высокий уровень сервиса. В целом перед отраслью, по оценке регионального правительства, стоят следующие проблемы:
● использование устаревших технологических решений и оборудования, с чем связаны высокие показатели производственной себестоимости, материалов и энергоемкости, длительные сроки строительства и ремонта кораблей и судов, низкая производительность труда;
● зависимость от государственного оборонного заказа и проектов в области военно-технического сотрудничества;
● отсутствие специализированных предприятий по выпуску комплектующих изделий для кораблей, судов.
Для решения обозначенных стратегических проблем правительство области намерено до 2030 года реализовать следующий комплекс мероприятий:
● выполнить программу по техническому перевооружению и ремонту достроечных набережных с заменой устаревшего оборудования ПСЗ «Янтарь»;
● способствовать освоению современных технологий, оборудования и материалов;
● повысить удельный вес продукции гражданского назначения: рыбопромысловых судов, судов и морской техники для освоения Арктики и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе;
● наладить производство комплектующих изделий, в том числе судовых энергетических установок;
● создать и обеспечить развитие судостроительного кластера;
● построить на базе Прибалтийского судостроительного завода компактверфи.
Комплекс этих мероприятий может быть осуществлен только при слаженном взаимодействии правительства, институтов развития и представителей индустрии. Так, до конца года при поддержке министерства по промышленной политике должен быть создан первый в регионе судостроительный кластер. Войти в состав его соучредителей намерены 15 ведущих судостроительных и судоремонтных предприятий региона. После регистрации кластера его участники смогут претендовать на получение льгот и субсидий из федерального и регионального бюджетов.
Максимальный размер субсидии составляет от 25 до 50 процентов всех расходов на реализацию проекта в зависимости от уровня кооперации участников кластера. Средства субсидии могут быть направлены на финансирование расходов на:
● уплату лизинговых платежей за оборудование;
● уплату процентов по кредитам на приобретение оборудования, оснастки, программного обеспечения, капитальное строительство и пр. в размере 70 процентов от суммы таких затрат;
● приобретение технологической оснастки для оборудования;
● приобретение программного обеспечения;
● приобретение инжиниринговых услуг.
Создание кластера — лишь один из шагов по развитию судостроительной и судоремонтной отраслей. Этому же будет способствовать и международная кооперация, использование преференций калининградской ОЭЗ, поиск новых заказчиков из смежных рыболовецких и туристических сфер на отечественных и зарубежных рынках.