Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним


Корпорация развития Калининградской области рассказала о промежуточных итогах реализации муниципальных практик, направленных на улучшение работы с инвесторами

news-bg.jpg

Накануне, 7 ноября в Правительстве Калининградской области прошло заседание совета по улучшению инвестиционного климата. В рамках совета генеральный директор Корпорации развития Андрей Толмачев представил доклад, посвященный реализации муниципалитетами практик по улучшению инвестиционного климата. Публикуем наиболее интересные тезисы данного сообщения.

- В нашей работе по формированию “дорожной карты” реализации целевых моделей, национального рейтинга инвестиционной привлекательности необходимо обязательно учитывать мнение муниципалитетов, работу глав муниципалитетов и ту работу, которую коллеги делают на местах.

- В 2017 году было внедрено 60 практик, в 2018 году пока только 70. Всего муниципальных практик у нас 23, все муниципалитеты принимают участие в этой работе, кто-то больше, кто-то меньше. У нас есть понятие “условных” лидеров, которые внедрили более 10 практик: это Гвардейск, Гурьевск, Полесск.

Далее хотел бы более подробно рассказать о каждой практике и пояснить почему нам необходимо более плотно в этом направлении работать. В этой работе Корпорация развития выступает проектным офисом, который проверяет соответствие проведенной работе  муниципальными образованиями.

На сегодняшний день “Атлас муниципальных практик” состоит из 5 частей, блоков. Это нормативное, информационное, организационное, кадровое обеспечение и  практическое сопровождение. Сегодня каждая практика внедрена уже как минимум в одном муниципальном образовании региона. И работа построена таким образом, что удачный опыт внедрения, подготовленные материалы и документы сразу же рекомендуется брать за образец остальным муниципальным образованиям для облегчения и ускорения внедрения проектов из Атласа.

Практика 1. «Разработка стратегического документа развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования». Данная практика реализуется разработкой и принятием соответствующего документа в самостоятельном виде или в составе социально-экономической стратегии развития муниципального образования. Практика внедрена только в Гусевском городском округе. Считаю, что с учетом значимости практики для всей остальной работы по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании ей должно быть уделено особое внимание.

Практика 2. «Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования» внедрена в 14-ти муниципалитетах, документ подразумевает постоянную актуализацию, обязанности за которую возлагаются на конкретное подразделение администрации. Успешные примеры внедрения: Светловский, Гурьевский, Озерский городские округа.

Практика 3. «Принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной политики муниципального образования и развития малого и среднего предпринимательства» внедрена только в Калининграде

Практика 4. «Организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»» действует в 9 муниципальных образованиях. Успешный опыт внедрения Светлогорского городского округа во многом помог коллегам из других муниципалитетов: все взяли за основу разработанный там регламент.

Практика 5. «Утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг» по существу внедрена исполнением федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определяет требования к структуре административных регламентов, обязанной содержать стандарт предоставления услуги. Восемь муниципальных образований подтвердили, что практика работает, представив анализ действующих регламентов предоставления муниципальных услуг.

Практика 6. «Внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности» внедрена в 16 муниципальных образованиях. Не смотря на действие соответствующего закона Калининградской области от 25.11.2015 № 476, работа над практикой выявляет, что не везде муниципальные НПА и их проекты проходят экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Внедрение практики Атласа помогает устранить существующие в этой сфере недоработки и привлечь местных предпринимателей к участию в публичных консультациях по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов муниципального уровня.

Практика 7. «Утверждение процедуры реализации проектов с использованием механизма муниципально-частного партнерства» внедрена пока только в Гвардейском и Зеленоградском городских округах. Поскольку внедрение практики необходимо подтвердить реализуемыми или планируемыми к реализации проектами с использованием механизма МЧП, не все муниципальные образования могут реализовать внедрение в текущий период. Согласно проведенному в октябре 2018 года мониторингу в Багратионовском, Мамоновском, Полесском, Советском, Неманском, Черняховском, Ладушкинском городских округах и городе Калининград реализуются проекты с использованием механизма МЧП. Рекомендую этим муниципалитетам в ближайшее время приступить к внедрению данной практики.

Практика 8. «Ежегодное инвестиционное послание главы муниципального образования с принятием инвестиционной декларации (меморандума)» действует в 5-ти муниципальных образованиях. Особенно удачно эта практика реализована в Гвардейском и Гурьевском городских округах. Послание донесено до большей части местного населения через СМИ, выступление главы и его видео-обращение размещены на официальном сайте муниципалитета.

Практика 9. «Утверждение и публикация ежегодно обновляемого плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в муниципальном образовании и порядка предоставления информации для размещения на инвестиционной карте субъекта Российской Федерации» реализована в 3-х муниципальных образованиях: город Калининград, Гвардейский и Полесский городской округ.

Практика 10. «Организация специализированного интернет-ресурса муниципального образования об инвестиционной деятельности, обеспечивающего канал прямой связи органов местного самоуправления с инвесторами» действует в 8-ми муниципалитетах. Хорошие примеры реализации в Мамоновском, Гурьевском, Багратионовском городских округах.

Практика 11. «Формирование системы информационной и консультационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» внедрена в 6-ти муниципальных образованиях. В качестве прототипов можно рекомендовать разработки Советска, Полесска и Багратионовска. Системность продемонстрированного ими подхода выражена в оказании поддержки на базе администрации, МФЦ, через местные общественные объединения и фонды поддержки предпринимательства, институты финансовой инфраструктуры на основании заключенных с администрацией соглашений, вся необходимая предпринимателям информация о мерах поддержки, муниципальных услугах и план обучающих мероприятий для малого бизнеса аккумулированы на сайте муниципального образования.

Практика 12. «Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе муниципального образования» действует в 16 муниципалитетах. Практически все они успешно справились с поставленной задачей. Ежеквартально проводятся заседания Общественного совета, в состав которого превалирующим большинством входят представители местного бизнеса.

Практика 13. «Создание специализированных организаций по поддержке инвестиционной деятельности и развитию предпринимательства» и практика 14 «Создание структурного подразделения для управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата» могут взаимно дополнять или заменять друг друга, так как отличаются масштабом проекта. Целесообразно возлагать функцию управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на одно из профильных структурных подразделений администрации. Шесть муниципалитетов внедрили практику 13, 12 муниципалитетов реализовали 14-ую практику. Самые высокие значения показателя «объем инвестиций в реализацию инвестиционных проектов, сопровождаемых специализированной организацией или курируемых структурным подразделением» по результатам мониторинга за 1 полугодие 2018 года демонстрируют Багратионовский и Гурьевский городские округа, а также Светлогорский район.

Практика 15 «Формирование системы управления земельно-имущественным комплексом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования» подтверждена как действующая только в Гвардейском городском округе. Доля свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных для реализации инвестиционных проектов, составляет в этом городском округе 35%.

Практика 16. «Формирование доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов» защищена как действующая в единственном муниципалитете – Гвардейском городском округе. В перечень инвестиционных площадок включены 7 земельных участков и 4 имущественных комплекса. Реализация объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры предусмотрена как в рамках муниципальных программ, так и в рамках государственных программ, инициированных на федеральном или региональном уровнях. Достигнутые показатели эффективности: 15 объектов инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, 2 действующих резидента объектов инфраструктуры, заполняемость указанных объектов – 25% от площади, предусмотренной для размещения резидентов.

Практика 17. «Обеспечение присутствия на территории муниципального образования институтов развития и объектов финансовой инфраструктуры» также внедрена только в Гвардейском городском округе. Во 2 квартале 2018 года с целью информирования субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных лиц о возможностях и условиях привлечения финансирования на реализацию бизнес-проектов, а также обеспечения возможности проведения обучающих семинаров, индивидуального консультирования по вопросам организации и ведения бизнеса, содействия в подготовке документов для получения финансирования на создание и развитие бизнеса на территории муниципального образования создан Фонд «Центр поддержки предпринимательства Гвардейского городского округа». Учредителями выступили Администрация и Фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области». Плановое значение показателя «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при поддержке финансовых институтов муниципального образования» к концу 2018 года составляет 180 единиц.

Практика 18. «Проведение мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований» внедрена только в городском округе «Город Калининград». В настоящее время сроки предоставления муниципальных услуг установлены в строгом соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

Практика 19. «Включение в перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» внедрена в 9-ти муниципалитетах. Образцом реализации служат Багратионовский, Черняховский и Советский городские округа.

Практика 20. «Проведение мероприятий по сокращению сроков разрешительных процедур для строительства, реконструкции линейных сооружений «последней мили» в целях подключения объектов капитального строительства к системам инженерной инфраструктуры» до настоящего времени не внедрена ни одним из муниципальных образований.

Практика 21. «Формирование земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности за счет невостребованных долей» внедрена лишь в Зеленоградском и Гвардейском городских округах.

Практика 22. «Формирование обоснованных эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков» внедрена только в Гвардейском городском округе. Запланировано создание 50-ти рабочих мест в рамках инвестиционных проектов, в отношении которых принято решение о предоставлении льготных ставок земельного налога и (или) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Практика 23. «Обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций и поддержку предпринимательства» действует в 7-ми муниципальных образованиях. Наибольшее число ответственных специалистов обучено в Гурьевском и Багратионовском городских округах.




Наверх ↑